Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и вступил в силу 1 января 2014 года. ФГОС - это стандарт качества дошкольного образования, прежде всего стандарт поддержки разнообразия детства.
В Стандарте говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, если только это не занимательная деятельность. Стандарт требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жёсткая предметность, основу развития представляет игра и другие виды деятельности, специфичные для каждого возраста: исследовательская, экспериментальная и т.д. Детский сад выступает как институт социализации и индивидуализации ребёнка.
ФГТ две группы требований:
Отдельный документ ФГТ к условиям |
ФГОС три группы требований:
|
До сих пор к дошкольному образованию предъявлялись федеральные государственные требования (ФГТ). Отличие в том, что стандарты, помимо требований к структуре программы и условиям её реализации, содержат и требования к результатам её освоения, это принципиальное новшество. Здесь можно сказать о главном достоинстве этого раздела – о трактовке результатов дошкольного образования как целевых ориентиров. Такая позиция соответствует и мировому опыту нормирования дошкольного образования: не требования к результатам детей, а ориентиры для взрослых, которые они могут соотнести с реальным развитием воспитанников. Если к целевым ориентирам дошкольного образования отнести «характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования», то по содержанию перечень этих характеристик выглядит достаточно цельно, в нём выделены не внешние, а те сущностные черты, которые не противоречат бесконечной множественности вариантов развития детей-дошкольников.
Требования к результатам освоения ООП на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС
Характеристики личности ребёнка
Образовательные области |
||
ФГОС |
ФГТ |
|
Личностное развитие
|
Социально –коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие |
Социально-личностное развитие Познавательно-речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие |
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Родители являются непосредстенными участниками образовательного процесса.
ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
на 2013 и2014 г.г.
Ключевые задачи руководителя:
• создать необходимые условия реализации ФГОС (кадровые, материально-технические, финансовые, психолого-педагогические);
• создать локальную нормативно-правовую базу деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
• разработать управленческие решения, регулирующие реализацию ФГОС ДО;
• обеспечить организационно-методическое сопровождение реализации ФГОС ДО в условиях ДОУ;
• организовать информационное сопровождение реализации ФГОС.
Целевая группа участников внедрения и реализации ФГОС:
Заведующий детским садом, педагоги ДОУ, родители, органы государственно – общественного управления.
Ожидаемые результаты деятельности ДОУ:
• созданы необходимые условия реализации ФГОС;
• создана локальная нормативно-правовая база;
• реализованы организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию ФГОС;
• обеспечено организационно-методическое сопровождение;
• обеспечена информационная открытость внедрения ФГОС.
N п/п |
Мероприятие |
Примерные сроки |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
Формы отчетных документов |
1. Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО |
|||||
1 |
1.Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС ДО |
Февраль 2014 |
Заведующий |
Создание и определение функционала рабочей группы Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС ДО |
Приказ об утверждении рабочей группы по подготовке введения ФГОС ДО |
2 |
Педагогический совет «Введение ФГОС ДО» |
Март 2014 |
Зам. заведующего |
Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС ДО |
Планирование образовательной деятельности в ДОУ в рамках ФГОС ДО |
3 |
Мониторинг ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Проведение анализа условий предметно-игровой среды. |
Апрель-май 2014 г. |
Зам. заведующего |
Получение объективной информации о готовности ДОУ к переходу на ФГОС ДО |
Совещание при заведующем, протокол совещания |
4 |
Совещание «Готовность ДОУ к внедрению ФГОС ДО» |
Май 2014 г. |
Заведующий |
Определение уровня готовности ДОУ к внедрениюФГОС ДО |
Протокол совещания |
5 |
Заседание рабочей группы |
Май-июнь 2014 |
Заведующий |
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС |
План |
6 |
Организация и проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ДО |
Апрель-июнь 2014 |
Зам. заведующего |
Ликвидация профессиональных затруднений и уточнение смысловых понятий |
План мероприятий, протоколы |
7 |
Организация работы творческой группы по разработке проекта образовательной программы ДО в соответствии с примерными образовательными программами |
Июнь-август 2014 г. |
Заведующий, Зам. заведующего |
Создание ООП ДО |
Проект программы |
8 |
Обсуждение и утверждение основной образовательной программы на педагогическом совете |
Май 2014 |
Зам. заведующего |
Наличие ООП ДО |
Протокол педсовета |
9 |
Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО |
Май 2014 |
Зам. заведующего. |
|
Проект «Преемственность детского сада и школы в условиях введения ФГОС ДО» |
10 |
Совет трудового коллектива, педсовет Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОУ |
Апрель-май 2014 год |
Заведующий |
Дополнения в документы, регламентирующие деятельность ДОУ по внедрению ФГОС ДО |
Приказ об утверждении локальных актов, протоколы педсоветов |
11 |
Мониторинг введения ФГОС ДО |
Май 2014 |
Зам. заведующего |
Диагностические материалы |
План контроля |
12 |
Организация отчётности по введению ФГОС ДО |
Июнь 2014 |
Зам. зав. |
|
Отчёты |
13 |
Планирование необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса |
Апрель-май 2014 |
Заведующий, зам.зав. |
План ресурсного обеспечения образовательного процесса в ДОУ |
План |
14 |
Разработка модели взаимодействия ДОУ с социальными партнёрами |
Май 2014 |
Рабочая группа |
План реализации взаимодействия ДОУ с социальными партнёрами. |
План |
15 |
Корректировка рабочих программ педагогов. Утверждение программ |
Апрель-май 2014 |
Воспитатели, Зам.зав. заведующий
|
Рабочие программы соответствуют требованиям ФГОС |
Приказ об утверждении рабочих программ |
16 |
Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС, доведение нормативных документов до сведения заинтересованных лиц |
В течение года |
Заведующий зам. зав. |
Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующих деятельность ДОУ |
Приказы, локальные акты |
17 |
Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников, стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размер премировнаия |
В течение года |
Заведующий |
Положения разработаны в соответствии с требованиями ФГОС |
|
2. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС |
|||||
1 |
Курсы повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС ДО |
Август-декабрь 2014 года |
Зам. заведующего |
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС ДО |
План-график |
2 |
Создание творческих групп воспитателей по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО |
В течение года по мере необходимости |
Зам. заведующего |
Ликвидация затруднений |
Протокол |
3 |
Приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС |
Апрель-июль 2014 года |
Заведующий |
Должностные инструкции работников ДОУ соответствуют требованиям ФГОС |
Приказ об утверждении инструкций работников |
4 |
Введение эффективного контракта с педагогическими работниками ДОУ. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками. |
Май – июль 2014 |
Заведующий |
С педагогическими работниками разработаны эффективные контракты. Дополнительные соглашения заключены |
Дополнительные соглашения к трудовому договору в личном деле |
3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС |
|||||
1 |
Обновление ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей образовательной среде |
В течение года |
Заведующий, Зам. заведующего |
Определение необходимых изменений в оснащенности ДОУ с учётом требований ФГОС ДО |
Информационная справка |
2 |
Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ. |
В течение года |
Заведующий, зам.заведующего, завхоз |
Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ООП с требованиями ФГОС ДО |
Информационная справка |
3 |
Обеспечение ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами ООП. |
В течение года |
Заведующий, зам. заведующего, гл. бухгалтер |
Оснащенность библиотеки необходимыми УМК, учебными, справочными пособиями, художественной литературой |
Информационная справка |
4 |
Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС ДО, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. |
В течение года |
Заведующий зам. заведующего |
Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений педагогов |
Создание банка полезных ссылок, наличие странички на сайте ДОУ «ФГОС» |
5 |
Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. |
В течение года |
Зам. заведующего |
Расширение возможностей доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса |
Создание банка полезных ссылок, наличие странички на сайте ДОУ «ФГОС» |
6 |
Проведение инвентаризации материально-технической, учебно-методической, информационной базы для введения и реализации ФГОС ДО |
Август 2014 |
Рабочая группа |
Инвентаризация проведена |
Приказ о проведении инвентаризации |
4. Создание информационного обеспечения внедрения ФГОС ДО |
|||||
1 |
Общее родительское собрание для родителей воспитанников «О введении ФГОС ДО» |
август 2014 |
Заведующий |
Информирование родительской общественности о внедрения ФГОС ДО |
Протокол родительского собрания |
2 |
Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО |
Апрель-май 2014 |
Зам. заведующего |
Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС ДО |
Создание банка полезных ссылок, наличие странички на сайте ДОУ «ФГОС» |
3 |
Публичной отчёт ДОУ о ходе и результатах внедрения ФГОС Включение в публичный доклад заведующего ДОУ раздела, отражающего ход введения ФГОС. |
Август 2014 |
Заведующий, Зам. заведующего |
Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС |
Размещение публичного отчета на сайте ДОУ |
4 |
Информирование родительской общественности и социума через СМИ, информационные стенды о подготовке к внедрению и порядке перехода на ФГОС ДО |
Ежемесячно |
Зам. заведующего, воспитатели |
Обеспечение условий открытости в реализации ФГОС всех субъектов образования. Распространении информации о внедрении ФГОС |
Публикации |
5 |
Открытые просмотры, взаимопосещения педагогами НОД, режимных моментов. |
В течение года |
Воспитатели, Зам. заведующего |
Распространение позитивного педагогического опыта |
Карты посещения занятий и мероприятий |
Положение
о рабочей группе по введению ФГОС дошкольного образования
1. Общие положения
1.1.Рабочая группа по введению ФГОС дошкольного образования (далее – Рабочая группа) создана в соответствии с приказом, на период введения ФГОС дошкольного образования в целях информационного, консалтингового и научно-методического сопровождения этого процесса
1.2.Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации, Уставом образовательного учреждения, а также настоящим Положением.
1.3.Состав Рабочей группы определяется приказом заведующего ДОУ из числа компетентных представителей педагогического коллектива. Возглавляет Рабочую группу председатель.
2. Задачи Рабочей группы.
2.1.Основными задачами Рабочей группы являются:
-информационная, научно-методическая, консультационная поддержка разработки и реализации комплексных и единичных проектов введения ФГОС дошкольного образования;
- утверждение плана-графика реализации введения ФГОС дошкольного образования;
-разработка основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС;
- представление информации о результатах введения ФГОС дошкольного образования.
3. Функции Рабочей группы.
3.1.Рабочая группа в целях выполнения возложенных на нее задач:
-формирует перечень критериев экспертной оценки результатов деятельности педагогов по введению ФГОС дошкольного образования;
-изучает опыт введения ФГОС дошкольного образования других образовательных учреждений;
-обеспечивает необходимые условия для реализации проектных технологий при введении ФГОС дошкольного образования в ДОУ;
-принимает участие в разрешении конфликтов при введении ФГОС;
-периодически информирует педагогический совет о ходе и результатах введения ФГОС дошкольного образования в ДОУ;
- принимает решения в пределах своей компетенции по рассматриваемым вопросам.
4. Порядок работы Рабочей группы.
4.1.Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет председатель группы.
4.2.Председатель группы:
- открывает и ведет заседания группы;
- осуществляет подсчет результатов голосования;
- подписывает от имени и по поручению группы запросы, письма;
- отчитывается перед Педагогическим Советом о работе группы;
4.3.Из своего состава на первом заседании Рабочая группа избирает секретаря. Секретарь ведёт протоколы заседаний Рабочей группы, которые подписываются всеми членами группы. Протоколы Рабочей группы сшиваются в соответствии с правилами по делопроизводству и сдаются на хранение. Протоколы группы носят открытый характер и доступны для ознакомления.
4.4.Члены Рабочей группы обязаны:
- присутствовать на заседаниях;
- голосовать по обсуждаемым вопросам;
- исполнять поручения, в соответствии с решениями Рабочей группы.
4.5.Члены Рабочей группы имеют право:
- знакомиться с материалами и документами, поступающими в группу;
- участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня;
- в письменном виде высказывать особые мнения;
- ставить на голосование предлагаемые ими вопросы.
Вопросы, выносимые на голосование, принимаются большинством голосов от численного состава Рабочей группы.
По достижению Рабочей группой поставленных перед ней задач, и по окончании её деятельности, председатель группы сшивает все документы Рабочей группы и сдает их на хранение.
5. Права Рабочей группы.
5.1.Рабочая группа имеет право:
- вносить на рассмотрение Педагогического совета вопросы, связанные с разработкой и реализацией проекта введения ФГОС;
-вносить предложения и проекты решений по вопросам, относящимся к ведению Рабочей группы;
- выходить с предложениями к заведующему по вопросам, относящимся к ведению Рабочей группы;
-требовать от руководителей проектов необходимые справки и документы, относящиеся к деятельности Рабочей группы;
- приглашать для принятия участия в работе группы разработчиков проекта;
- привлекать иных специалистов для выполнения отдельных поручений.
6. Ответственность Рабочей группы.
6.1.Рабочая группа несет ответственность:
-за объективность и качество экспертизы комплексных и единичных проектов введения ФГОС дошкольного образования в соответствии с разработанными критериями;
-за своевременность представления информации Педагогическому совету о результатах введения ФГОС дошкольного образования в ДОУ;
- за качество и своевременность информационной, консультативной, консалтинговой и научно-методической поддержки реализации единичных проектов введения ФГОС дошкольного образования;
-за своевременное выполнение решений Педагогического совета, относящихся к введению ФГОС дошкольного образования в ДОУ, плана-графика реализации комплексных и единичных проектов введения ФГОС дошкольного образования;
- компетентность принимаемых решений.
7.Срок действия
7.1.Срок действия настоящего Положения – до внесения соответствующих изменений.
Ссылка на сайт: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/